Профильное обучение
Все проекты и инициативы государства нацелены на
создание условий раскрытия и развития потенциала учащихся, формирование у них
компетенций, необходимых для профессионального самоопределения и
самореализации. В соответствии с ведущими направлениями национального проекта
«Образование» с 2004 года в школе реализуется профильное обучение учащихся на
уровне среднего общего образования. Наиболее востребованным учащимися школы
остается социально-экономический профиль. В связи с сокращением количества
учащихся старшей школы реализуется вариант группы профильного обучения в
составе общеобразовательного класса. Тем не менее, на протяжении всех этих лет
удается сохранить профильную направленность обучения в связи с
востребованностью профиля у учащихся и родителей, а также обеспечить
необходимые условия для ее реализации.
По вопросу организации профильного обучения и предпрофильной подготовки следует отметить следующие результаты:
1.
Профильное обучение на уровне среднего общего образования представлено группами
социально-экономического профиля в составе 10 и 11 классов общеобразовательных
классов. Профильные группы создавались по результатам мониторинга запросов
участников образовательного процесса.
2. Экзамен
по обществознанию выбрали 86% учащихся профильной группы (выше на 15% в
сравнении с прошлым годом). Результаты ЕГЭ по обществознанию учащихся группы
социально-экономического профиля представлены в таблице:
Параметры
Класс
|
Количество
выбравших ЕГЭ по обществознанию
|
Выше
минимального порога знаний
|
Средний
взвешенный балл
|
Макс.
балл
|
Мин.
балл
|
11 класс, группа
социально-экономического профиля
|
12
|
83,3%
|
45,75
(ниже на 11,15 в сравнении с
прошлым годом)
|
67
(на уровне прошлого года)
|
23
|
Наблюдается положительная динамика:
- увеличение
количества участников олимпиад всех уровней;
- сохранение
результативности участия на уровне прошлого года;
- участие в
конкурсах правовой направленности учащихся профильных групп («Я – избиратель»
конкурс кроссвордов по избирательному праву – 2 место в районе; «Правовой
лабиринт» на тему «Защита авторских прав» - финалисты городского конкурса;
интеллектуальная игра «Русский мир»; олимпиада «Золотое руно»).
- сохранение
показателей максимального балла на ЕГЭ.
В то же
время, есть и отрицательные результаты:
-
недостижение минимального порога - 2
человека;
-
значительное снижение среднего балла;
- снижение
результативности олимпиад.
Продуктивным
способом решения данных проблем является привлечение внешкольных специалистов
для ведения профильных занятий, повышение квалификации педагогов ОУ, ведущих
профиль, осуществление мониторинга преподавания; ведение индивидуальных
образовательных маршрутов учащихся профильной группы.
Сохранению профиля и достижению положительных учебных
результатов способствовали созданные в школе условия профильного обучения:
- Реализация
зарекомендовавших себя форм работы с участниками образовательного процесса в
плане предпрофильной подготовки:
- Отбор
содержания предпрофильной подготовки (элективных курсов), исходя из результатов
социологического исследования и изучения мотивов выбора курсов.
- Контроль
за формированием УМК элективных курсов и практической направленностью
преподавания.
-
Рассмотрение вопроса организации предпрофильной и профильной подготовки на
педсовете и совещаниях при директоре.
-
Максимальное информирование родителей и учащихся 8-х и 9-х классов по вопросам
профильного обучения и предпрофильной подготовки с использованием таких форм
работы, как
- ученические и родительские
собрания;
- презентации элективных курсов;
-
Формирование вариативной части учебного плана 9-х выпускных классов с учетом:
- вариантов обучения (класс
С(К)О, общеобразовательные классы);
- преемственности в отборе
элективных курсов обществоведческой направленности с 8 по 11 класс,
соответствующих реализуемому в школе социально-экономическому профилю.
-
Материально-техническое обеспечение кабинета профильного обучения,
укомплектованного автоматизированным рабочим местом учителя и постоянно
пополняющейся медиатекой ЦОР.
-
Обеспечение профильного обучения кадрами педагогов с высшей категорией.
-
Методическое обеспечение преподавания профильных предметов: внедрение в практику
обучения современных педагогических технологий (проблемное обучение,
интерактивные методы, кейс-технология, ролевые игры и др.), способствующих
формированию ключевых компетенций; широкое применение цифровых образовательных
ресурсов и разработанного пакета мультимедийных материалов по профильным
предметам.
Таким
образом, школа отрабатывает такую форму профильного обучения учащихся,
которая способствует раннему профессиональному самоопределению выпускников, что
подтверждается выбором профильных предметов для сдачи ЕГЭ.
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение средняя образовательная школа № 43
г. Челябинска
Проект
|
2013 – 2014 учебный год
Деятельность Детско-юношеских объединений как фактор производственного
воспитания в условиях образовательного учреждения
В
нашей школе более 10 лет действуют Детско-юношеские объединения, которые обеспечивают:
• Совершенствование трудовых навыков, способствующих раннему профессиональному самоопределению, что особенно важно в условиях модернизации российского образования и перехода на профильное обучение;
•
Востребованность в полном объёме возможностей школьных
мастерских;
•
Вовлечение в трудовую деятельность детей из
малообеспеченных семей, детей-сирот, которым трудовая практика помогает в
будущем обеспечить улучшение материального положения своего и своей семьи (ремонт, пошив и обновление одежды для всей
семьи и на заказ, выполнение ремонтных работ в своем доме, квартире);
•
Изготовление необходимых в быту изделий для
социально-незащищённых слоёв населения, нуждающихся в социальной поддержке
(разделочные доски, табуреты, подставки, комплекты постельного белья, фартуки,
игольницы, диванные подушки, комплекты для кухни).
•
Летнюю занятость подростков.
Членами Детско-юношеского объединения
(далее ДЮО) на добровольной основе являются учащиеся школы, имеющие
практические навыки и готовые
безвозмездно трудиться в свободное от учебы время над выполнением социальных
заказов.
Высшим органом управления ДЮО
является общее собрание трудового коллектива, которое собирается не реже одного
раза в год. Оперативное руководство между собраниями осуществляет Совет ДЮО,
куда входят председатель, избранный Общим собранием, его заместитель и ревизор.
Председатель руководит работой Совета, ревизор контролирует использование
имущества и средств детского объединения, ведет отчетность, следит за
соблюдением Устава ДЮО.
В Совет входит и «Союз помощников», состоящий из взрослых членов ДЮО – учителей технологии, педагоги дополнительного образования, директор школы. Педагоги побуждают детей к активности и принятию самостоятельных решений, обучают оптимизации работы, помогают разрешить возникающие противоречия.
За данный период постоянно действующими
объединениями были: ДОО «Белошвейка» и ДЮО «Галактика М и Д».
ДЮО «Белошвейка» в 2008 году в Москве на VI Международном конкурсе
имени А.С. Макаренко представляли свой опыт работы по пошиву комплектов
постельного белья для ветеранов поселка
к 65-летию со Дня Памяти и скорби
Великой отечественной войны; изготовлению прихваток и подушек, где были награждены Дипломом второй степени за
активную работу по освоению современных методов производственного воспитания в
условиях образовательного учреждения.
ДЮО
«Галактика М и Д» (детско-юношеское
объединение «Галактика Мальчишек и Девчонок»).
Главная
цель ДЮО «Галактика М и Д» - создание условий
для реализации лидерского и творческого потенциала личности; формирование
активной личности, способной действовать в условиях правового государства,
инициативно, с пользой для себя и общества.
Объединение «Галактика М и Д»
ввела школьную традицию: проведение
акции «Чем можем поможем». Ежегодно в первом полугодии учебного года проходит данная
акция в рамках взаимодействия школы и
Детского дома № 6 с целью оказания внимания и поддержки детям, оказавшимся в
трудной жизненной ситуации. Помочь
ребятам, сделать подарки детям из Детского дома № 6 в прошлом году отозвалось
большое количество учащихся классов
школы : 1а, 10, 9-2, 3б, 6-2, 7-3, 5-3, 8-3, 5-1, 8-2, 1в, 9-3, 3а, 7-1, 4-в,
2а, 2в, 1б, 4а,11 классы. Актив школы вызвался отвезти игрушки, книги и
канцелярию в Детский дом, а так как 14 января Старый Новый год, решили
поздравить от
Деда Мороза и Снегурочки.
Дети из Детского дома № 6 ежегодно получают подарки от учащихся нашей школы, этот год тоже не стал исключением. Ребятам очень понравились подарки, они сделали ответный подарок мягкую игрушку, сделанную собственными руками, а администрация выразила огромные слова благодарности.
Летом
на базе школы функционируют Оздоровительный и Профильные лагеря с
дневным пребыванием, где приоритетом
представлена благотворительная деятельность: помощь ветеранам поселка в
восстановлении их инвентаря, изготовление поделок и изделий, которые можно
использовать в качестве подарка, проведение
мероприятий для учащихся младших классов, силами старшеклассников. В
течение года регулярно происходит защита общественно-значимых социальных
проектов и т.д. .
Результаты опросы
в период организации
благотворительной деятельности
С приходом учителя технологии
Подкорытова Игоря Даниловича с 2012 года появились задачи:
·
формирование у обучающихся
готовность к трудовой деятельности в рамках городских условий,
·
приобретение трудовых навыков, необходимых
в повседневной жизни; профессиональному самоопределению,
·
возрождение народных традиций;
·
воспитание у учащихся любовь к
Родине, трудолюбие, самопознание.
В своей деятельности применяет концептуальные
методические подходы:
- организационный
– структурирование ученической производственной бригады, определение
места бригады в системе работы;
- обобщающий
и внедренческий подход – осуществление деятельности путем закладки
опыта, проведение наблюдений за изучаемым явлением и за теми условиями, которые
ему сопутствуют; обработка полученных данных и установка их достоверности;
выводы, а затем разработка и составление рекомендаций для внедрения в
производство с учетом особенностей региона;
- дифференцированный подход
– использование многообразия методов, приемов, средств обучения индивидуально
для каждого направления деятельности; использование ресурсов (возможностей и
интересов) разновозрастного состава учащихся.
Для реализации концептуальных подходов
используются в работе методы обучения:
-
словесные – рассказ, лекция, беседа;
-
наглядные – натуральные объекты, наглядные пособия,
видеоматериалы, приемы работы;
-
разработка учебно-производственных проектов.
Проект-
это буквально «нечто брошенное, пущенное вперед». В рамках процесса обучения
проектный метод можно определить, как образовательную технологию, нацеленную на
приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у школьников специфических умений и
навыков, посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска.
Проект- это «обучение через делание». (Дж. Дьюи)
План деятельности трудового отряда
«Трудовичок»
№ п/п
|
Содержание
деятельности
|
Сроки
|
Ответственные
|
1.
|
Изучение потребности социума в продуктах трудового отряда
|
Январь
|
руководитель трудового объединения Подкорытов И.Д., руководитель
отряда Костыря А.
|
2.
|
Определение списка ветеранов для оказания помощи
|
Февраль
|
руководитель трудового объединения Подкорытов И.Д., руководитель
отряда Костыря А.
|
3.
|
Анкетирование ветеранов ВОв
|
Февраль
|
руководитель бригады Костыря А., члены трудового отряда
|
4.
|
Установление взаимодействий с социальными партнерами
|
Март.
|
Директор МАОУ СОШ № 43г. Челябинска Валова Г.В.,
руководитель трудового объединения Подкорытов И.Д.
|
5.
|
Оформление писем обращений к спонсорам
|
В течении
периода работы
|
Директор МАОУ СОШ № 43г. Челябинска Валова Г.В.,
руководитель трудового объединения Подкорытов И.Д.
|
6.
|
· Ремонт
парт в кабинетах
· Сборка
новых парт
· Ремонт
стульев
· Подрезка
кустов на территории
· Компьютерный
стол
· На
1 этаже стойки для выставок
|
Март
Апрель
Май-июнь
Июль
Август
|
Члены трудового отряда
|
7.
|
Подведение итогов
|
Ежемесячно
|
руководитель трудового объединения Подкорытов И.Д., руководитель
отряда Костыря А.
|
Список отряда «Трудовичок»:
- Костыря
Алексей 9 кл. - руководитель отряда
- Хажеев
Марсель 9 кл.
- Дружинин
Павел 9 кл.
- Петухов
Николай 6-2 кл.
- Печонкин
Дмитрий 6-2 кл.
- Серов
Александр 6-2 кл.
- Пилюгин
Дмитрий 6-3 кл.
- Куцан
Сергей 6-2 кл.
- Потеряев
Николай 6-2 кл.
- Эргашев
Тахир 5-1 кл.
- Киселев
Александр 6-2 кл.
Одним из
примеров работы объединения является проект бригады, реализованный летом 2013
года по изготовлению подарочных изделий «Разделочная
доска»
Обоснование проекта: Разработать и изготовить экономически выгодную
по цене, качественную и необычно оформленную разделочную доску.
Цель работы: Создать законченное декоративное изделие, отвечающее
экологическим требованиям современного мира.
Задача:
1. Изучить законы.
- Ознакомиться с различными
технологиями обработки материалов.
- Ознакомление с техникой безопасности
перед каждым технологическим этапом предстоящей работы изготовления
изделия.
- Ознакомиться с алгоритмом дизайна и
последовательностью изготовления изделия.
Выбор модели:
Ознакомиться с основными законами художественного конструирования.
1.1 Важнейший закон художественного
конструирования - единство формы и содержания.
1.2 Форма – внешнее проявление изделия, а
содержание – его внутреннее устройство.
1.3 Пропорции в основном складываются объективно и
связаны с конструкцией изделия.
1.4 Симметрия – это повторение (зеркальное
повторение)
1.5 Динамичность формы связанна с
пропорциональностью ее составных частей.
1.6 Контраст – одно из главных средств, в
композиции изделия.
1.7 Равновесие формы изделия – это такое ее
состояние, при котором все элементы справа и слева сбалансированы между собой.
2.
Особенности
работы с древесиной.
2.1 Выбор
породы древесины обусловлен назначением изделия, его формой и ожидаемым
внешним видом. Древесина имеет слоисто-волокнистую структуру, и свойства ее во
многом определяются плоскостью среза.
Выделяют три основных среза: поперечный, или торцевой (поперек волокон),
радиальный – по оси ствола и тангенциальный – также вдоль ствола, но не в
осевой плоскости.
2.2 Сушка
древесины заключается в испарении влаги с ее поверхности и перемещении влаги из
толщи к поверхности.
2.3 Сверление
отверстий выполняют специальными сверлами; поперечное сверление –
центровыми, так называемыми пёрками, а продольное - спиральными.
3.
Особенности
изготовления изделия из древесного пиломатериала (фанера из березы)
3.1 Обработку древесины следует производить в
специальном помещении, оборудованном вытяжной вентиляцией, вытяжным шкафом,
водопроводом, верстаками и столами с кафельным покрытием.
3.2 Ввиду большой остроты инструментов, их следует
хранить в специальных футлярах или отделениях, сделанных в столе или шкафу. Во
избежание порезов рук и для сохранения остроты инструментов, рекомендуется
надевать на них специальные чехлы.
При
работе с красителями, протравами и отбеливателями необходимо надевать резиновые
перчатки, так как красители плохо смываются с рук, а протравы и отбеливатели
ядовиты.
4. Техника
декупаж.
4.1
Декупаж –
это разновидность аппликаций, для которой используют трехслойные салфетки, но
это не принципиально, в ход идут любые тонкие, бумажные заготовки, даже ткань
пойдет в дело.
- Техника
кракелюр – создание эффекта старины. Используется специальный лак для
техники кракелюр.
Техника безопасности:
Работе
с древесиной – приступая к работе, наденьте спецодежду, застегните рукава,
подберите концы одежды. На рабочем месте создайте нормальное освещение. При
работе с образованием пыли и опилок наденьте предохранительные очки. На рабочем
месте во время работы не должно быть лишнего инструмента. Стамески и долота
нельзя оставлять лезвием к себе, забрасывать стружкой, класть на краю стола,
так как при падении инструмента можно получить травму.
Работа
со спец. инструментом – при работе с электрическими инструментами нужно
регулярно проверять не только их, но и проводку. Работать с такими
инструментами можно только в сухом помещении с пониженной влажностью и вдали от
воды. Направлять все движения режущего инструмента надо от себя.
Что уже есть? Что хорошо, что
плохо?
|
Анализ существующих вариантов
|
Что нужно
было бы сделать?
|
Определение
потребности в усовершенствовании
|
Как можно
было бы сделать?
|
Банк идей и
предложений
|
Чего
добиваемся в наших условиях?
|
Определение
цели
|
Какие идеи будем использовать в
конкретных условиях?
|
Выработка и концепции проекта
|
Можно
сделать так, а можно сделать и так
|
Разработка
вариантов
|
Рисунки,
схемы, чертежи, выбор материала, макетирование и др.
|
Выполнение
проекта
|
Что и как
получилось?
|
Экспертиза
вариантов
|
Что
принимаем за основу?
|
Выбор
базового варианта проекта
|
Рисунки,
схемы, чертежи, выбор материалов, научные исследования
|
Подробное
выполнение базового варианта проекта
|
Как сделать
спроектированные варианты?
|
Технология
изготовления
|
Себестоимость изделия
1)Березовая
заготовка фанеры 300мм х 200мм х 5мм – 40руб.
2)Лак
безвредный для человека (т.к. у нас разделочная доска, он безвреден для
пищеварения) – 80руб. 1шт. (расход лака небольшой, следовательно, мы его
использовали для обработки разделочных досок в количестве 22 экземпляров.
3)Наждачная
бумага двух видов, №2 и №7- 35руб.
4)Перчатки
двух видов х/б, одноразовые – 20руб.
5)Клей П.В.А.-
20руб.
6)Фанерное
основание- 440руб.
7)Краска
акриловая- 7руб.(из расчета на 1 комплект разделочной доски)
8)Клей момент-
30руб.
Итого:
2667руб.
2667руб. (это стоимость затрат на
изготовление 22 комплектов разделочных досок)
2667:22=121руб.
Бизнес-план по изготовлению разделочных досок.
Начальные
затраты
|
||
Материал
|
Цена за шт.
|
Кол-во
|
Березовая заготовка фанеры
300мм х 200мм х 5мм
|
40руб.
|
22
|
Лак безвредный для человека
|
80руб.
|
1
|
Наждачная бумага двух видов, №2
и №7
|
35руб.
|
22
|
Перчатки двух видов х/б,
одноразовые
|
20руб.
|
22
|
Клей П.В.А.
|
20руб.
|
1
|
Фанерное основание
|
440руб.
|
1
|
Краска акриловая
|
7руб.
|
1
|
Клей момент
|
30руб.
|
1
|
Общие затраты
2667руб.
|
Стоимость аналогичного изделия
гораздо худшего качества и внешнего вида при реализации из торгово-розничной
сети составляет: 200 и более рублей без учета внешнего оформления декупаж.
200*22=4400руб. (стоимость
магазинного изделия)
2667руб. (стоимость наших
изделий)
4400-2667=1733руб. (мы
сэкономили)
Бизнес план деятельности
детского юношеского объединения «Трудовичок»
1. Введение.
Детское общественное объединение для реализации своей цели деятельности
формируется по принципу разновозрастного объединения. В целом участники ДЮО проходят пять этапов
роста в формировании умений и практических навыков:
1.
Выполнение различных видов работ.
Приобретение первоначальных навыков при работе на токарных станках и другом
оборудовании кабинета технологии.
2.
Изготовление простейших изделий.
3.
Изготовление изделий разной сложности с
учетом современных тенденций моды и направлений дизайна.
4.
Изготовление изделий по эскизам учащихся.
Данные этапы являются условными, т.к.
проявляются индивидуальные способности.
2. Затраты этапов
№ п/п
|
показатели
|
1-ый год
|
2-ый год
|
3-ый год
|
4-ый год
|
5-ый год
|
1
|
Себестоимость
|
160
|
230
|
|||
2
|
Объем реализуемой продукции
|
110
|
220
|
|||
3
|
Стартовый «капитал»
|
1000
|
2500
|
|||
4
|
Прибыль от реализации
|
4300
|
14900
|
|||
5
|
Рентабельность
|
3300
|
12200
|
3. Цели и задачи
Цель ДЮО «Трудовичок»: вовлечение детей в активную
трудовую, общественную деятельность и формирование личности с активной
жизненной позицией, создание условий для всестороннего развития ребенка в
различных сферах общественной жизни.
Задачи ДЮО «Трудовичок»:
•
Создание дополнительных условий для развития трудовых навыков,
способствующих дальнейшему профессиональному самоопределению подростков;
•
Поддержка общественно-ценностных инициатив объединений города;
•
Осуществление взаимодействия с государственными и другими социальными
институтами общества в интересах духовно-нравственного, экономического и
социального развития детей.
4. Руководитель ДЮО
«Трудовичок»:
Подкорытов Игорь Данилович – учитель
технологии
5.Основные фонды
·
Помещение
столярно-слесарной мастерской
МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска
6.Сырье и вспомогательные материалы
Стартовый капитал
Личные вложения
Материал Заказчика
7.Персонал
10 обучающихся МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска
8.Оплата труда
Материальное вознаграждение от
депутата ЗСО Челябинской области в размере 2 000 рублей каждому члену ДЮО
(при наличии)
Проект сметы ДЮО
I год
№ п/п
|
Функциональное содержание
|
Затраты (за
1 ед.в руб.)
|
1
|
Разделочные доски
Изготовление полочек
|
30шт.-29
10шт.-150
|
2
|
Изготовление подставок под
горячее
|
46шт.-16
|
3
|
Изготовление декоративной
полки для выставки
|
2шт.-350
|
4
|
Изготовление компьютерного
стола
|
1шт.-1800
|
5
|
Питание (на одного ребенка)
за счет бюджета
за счет родителей
|
1440
540
|
6
|
Бюджетные составляющие
(электроэнергия, водоснабжение, заработная плата педагогам и т.д.)
|
900
|
7
|
Оформление проектных
материалов
|
400
|
8
|
Коллективные мероприятия,
посещение культурно – развлекательных центров
|
1200
|
II год
№ п/п
|
Функциональное содержание
|
Затраты (за
1 ед.в руб.)
|
1
|
Разделочные доски
Изготовление досок для работы с пластелином
|
25шт.-29
25шт.-100
|
2
|
Изготовление досок из пластика
|
25шт.-19
|
3
|
Изготовление подставки под цветок
|
3шт.-230
|
4
|
Питание (на одного ребенка)
за счет бюджета
за счет
родителей
|
1440
540
|
5
|
Бюджетные составляющие
(электроэнергия, водоснабжение, заработная плата педагогам и т.д.)
|
600
|
6
|
Оформление проектных
материалов
|
650
|
7
|
Коллективные мероприятия,
посещение культурно – развлекательных центров
|
1200
|
Заключение:
Мы добились на практике при исследовании
изготовления изделия, что реально выполнить своими руками необычную, интересную
работу, получив экономический эффект и положительный опыт. Результатом нашей
работы стало создание прекрасных подарков для ветеранов Великой Отечественной
Войны.
На 05.09.2012 года в школе обучалось 661 учащихся (выше по сравнению с прошлым годом). Количество классов – 29 (меньше на 1), из них общеобразовательных классов – 21 (572 человека – 86,5 %), специальных (коррекционных) классов YII вида – 8 (89 человек– 13,5 %), кроме того, обучались в интеграции 12 человек (8 кл., 1 кл. – 1,8 %), универсальных классов с профильной группой – 2. Всего профильным обучением охвачено 25 учащихся 10-11 (3,7 % от контингента учащихся и 44,6 % от количества учащихся на 3 ступени общего образования).
По вопросу организации профильного обучения и предпрофильной подготовки в 2012 году следует отметить следующие результаты:
1.
Профильное обучение на 3 ступени представлено группами социально-экономического
профиля в составе 10 и 11 классов универсального обучения. Профильные группы
создавались по результатам мониторинга запросов участников образовательного
процесса (1 место в рейтинге выбора предлагаемых в анкете профилей обучения).
2. Экзамен по обществознанию
выбрали 100% учащихся. Результаты ЕГЭ по
обществознанию учащихся группы социально-экономического профиля представлены в
таблице:
Параметры
Класс
|
Количество
выбравших ЕГЭ по обществознанию
|
Выше
минимального порога знаний
|
Средний
взвешенный балл
|
Макс.балл
|
Мин.балл
|
11класс,
группа социально-экономического профиля
|
14
|
14
чел. 100%
|
55,2
(ср.61,6)
|
68
(ср. 72)
|
45
(ср. 43)
|
Сохранению профиля и достижению положительных
учебных результатов способствовали созданные в школе условия профильного обучения:
- Реализация зарекомендовавших себя форм работы с
участниками образовательного процесса в плане предпрофильной подготовки:
- Отбор содержания предпрофильной подготовки
(элективных курсов), исходя из результатов социологического исследования и
изучения мотивов выбора курсов.
- Контроль за формированием УМК элективных
курсов и практической направленностью преподавания.
- Рассмотрение вопроса организации
предпрофильной подготовки на педсовете и совещаниях при директоре.
- Максимальное информирование родителей и
учащихся 8-х и 9-х классов по вопросам профильного обучения и предпрофильной
подготовки с использованием таких форм работы, как
·
ученические
и родительские собрания;
·
презентации
элективных курсов;
- Формирование вариативной части учебного плана 9-х
выпускных классов с учетом:
o
вариантов
обучения (класс С(К)О, класс компенсирующего обучения, общеобразовательные
классы);
o
преемственности
в отборе элективных курсов обществоведческой направленности с 8 по 11 класс,
соответствующих реализуемому в школе социально-экономическому профилю.
- Материально-техническое обеспечение кабинета профильного
обучения, укомплектованного автоматизированным рабочим местом учителя и
постоянно пополняющейся медиатекой ЦОР.
- Обеспечение профильного обучения кадрами педагогов с
высшей категорией.
- Методическое обеспечение преподавания профильных
предметов: внедрение в практику обучения современных педагогических технологий
(проблемное обучение, интерактивные методы, кейс-технология, ролевые игры и
др.), способствующих формированию ключевых компетенций; широкое применение
цифровых образовательных ресурсов и разработанного пакета мультимедийных
материалов по профильным предметам.
Таким образом, школа отрабатывает такую
форму профильного обучения учащихся, которая способствует раннему
профессиональному самоопределению выпускников, что подтверждается выбором
профильных предметов для сдачи ЕГЭ.
План-прогноз
по открытию 10-х профильных классов в
МОУ г. Челябинска
в 2010-2011 учебном году
№ МОУ
|
Профиль класса
|
Планируемое количество учащихся
|
Перечень предметов
для сдачи экзаменов
по выбору, на основании результатов
которых будет осуществляться зачисление в профильные классы МОУ
|
Калининский район
|
|||
МОУ
гимназия № 23
|
Лингвистический
|
25
|
Английский язык (обязательный);
русский язык
(устно), иностранный язык (немецкий или французский)
литература, (1 на
выбор)
|
МОУ СОШ
№ 54
|
Социально-экономический
|
15
|
Обществознание,
география, геометрия, экономика (2 на выбор)
|
МОУ СОШ
№ 87
|
Технологический
|
25
|
Технология,
черчение, ОБЖ, обществознание
(2 на выбор)
|
МОУ
лицей № 97
|
Физико-математический
|
25
|
Физика, геометрия,
информатика и ИКТ
(2 на выбор)
|
Технологический (конструкторский)
|
25
|
Технология,
черчение, информатика и ИКТ, геометрия (2 на выбор)
|
|
МОУ СОШ
с углубленным
изучением отдельных предметов
№ 104
|
Физико-математический
|
25
|
Физика, геометрия,
информатика и ИКТ
(2 на выбор)
|
Социально-гуманитарный
|
25
|
Обществознание,
литература, иностранный язык, история (2 на выбор)
|
|
МОУ СОШ
№ 109
|
Художественно-технологический
|
25
|
МХК, технология,
литература, обществознание
(2 на выбор)
|
МОУ СОШ
№ 123
|
Социально-экономический
(университетский класс при ЧелГУ)
|
25
|
Обществознание,
география, геометрия, экономика (2 на выбор)
|
МОУ СОШ
с углубленным
изучением отдельных предметов
№ 124
|
1 группа: физико-математический
|
25
(2 подгруппы)
|
Физика, геометрия,
информатика и ИКТ
(2 на выбор)
|
2 группа:
химико-биологический
|
Химия, биология, экология
(2 на выбор)
|
||
МОУ СОШ
№ 150
|
Информационно-технологический
|
25
|
Информатика и ИКТ,
технология, физика, геометрия (2 на выбор)
|
Курчатовский район
|
|||
МОУ СОШ
№ 13
|
Физико-математический
|
25
|
Геометрия, информатика
и ИКТ, физика (2 на выбор)
|
МОУ
гимназия № 26
|
Гуманитарно-
информационный:
1 группа:
лингво-информационный
|
25
(2 подгруппы)
|
Английский язык,
русский язык (устно), информатика и ИКТ, физика (2 на выбор)
|
2 группа:
информационно-филологический
|
Русский язык
(устно), литература, информатика и ИКТ (2 на выбор)
|
||
Социально-информационный
|
25
|
Обществознание,
информатика и ИКТ, алгебра (2 на выбор)
|
|
МОУ
лицей № 35
|
Физико-математический
|
25
|
Физика, геометрия,
информатика и ИКТ
(2 на выбор)
|
Химико-биологический
|
25
|
Химия, биология,
физика
(2 на выбор)
|
|
Ленинский район
|
|||
МОУ СОШ
№ 46
|
Универсальный:
1 группа:
физико-математический
|
15
|
Физика, геометрия
|
2 группа:
гуманитарно-филологический
|
10
|
Литература, обществознание, английский язык
(2 на выбор)
|
|
МОУ СОШ
№ 55
|
Оборонно-спортивный
|
25
|
Физическая культура, ОБЖ
|
МОУ
гимназия № 76
|
Лингвистический
|
25
|
Русский язык
(устно),
английский язык
|
Правовой
|
25
|
Обществознание,
право, русский язык (устно), экономика (2 на выбор)
|
|
МОУ
лицей № 77
|
Физико-математический
|
25
|
Физика, геометрия
|
Естественно-математический
|
25
|
Химия, биология,
геометрия (2 на выбор)
|
|
МОУ СОШ
№ 99
|
Социально-гуманитарный
|
25
|
Обществознание, литература
|
Естественнонаучный
|
25
|
Физика, химия, биология
(2 на выбор)
|
|
МОУ
гимназия № 100
|
Универсальный:
1 группа:
экономико-правовой
|
15
|
Обществознание,
история,
география
(2 на выбор)
|
2 группа:
лингво-гуманитарный
|
10
|
Иностранный язык
(английский или немецкий), литература, МХК
(2 на выбор)
|
|
МОУ СОШ
№ 108
|
Информационно-технологический
|
25
|
Информатика и
ИКТ, технология, химия, физика
(2 на выбор)
|
МОУ СОШ
№ 128
|
Технологический
|
25
|
Технология, МХК
|
Металлургический район
|
|||
МОУ
СОШ
№
73
|
Социально-экономический
|
25
|
Обществознание,
геометрия, информатика и ИКТ (2 на выбор)
|
МОУ
лицей
№ 82
|
Информационный
|
25
|
Информатика
и ИКТ алгебра, геометрия
(2
на выбор)
|
МОУ
лицей
№ 88
|
Физико-математический
|
25
|
Физика,
алгебра, геометрия
(2
на выбор)
|
Универсальный:
1
группа: информационно -математический
|
7
|
Информатика
и ИКТ, геометрия, алгебра
(2
на выбор)
|
|
2
группа: информационно-лингвистический
|
18
|
Информатика
и ИКТ, иностранный язык (английский или немецкий),
русский
язык (устно)
(2 на
выбор)
|
|
Универсальный:
1
группа: информационно-технологический
|
13
|
Информатика
и ИКТ, технология, черчение
(2
на выбор)
|
|
2
группа: химико-биологический
|
10
|
Химия,
биология, алгебра
(2
на выбор)
|
|
МОУ
СОШ
№
92
|
Социально-экономический
|
25
|
Обществознание,
геометрия,
информатика и ИКТ (2 на выбор)
|
МОУ
гимназия
№ 96
|
Социально-гуманитарный
|
25
|
Русский
язык (устно), иностранный язык (английский или немецкий), обществознание
(2
на выбор)
|
Универсальный:
1
группа: гуманитарно-лингвистический
|
13
|
Немецкий язык (обязательный);
русский
язык (устно), МХК (1 на выбор)
|
|
2
группа: лингво-информационный
|
13
|
Немецкий язык (обязательный);
русский
язык (устно), информатика и ИКТ
(1
на выбор)
|
|
Советский район
|
|||
МОУ СОШ
№ 15
|
Физико-математический
|
27
|
Физика, алгебра,
геометрия
(2 на выбор)
|
Универсальный:
1 группа: химико-биологический
|
15
|
Химия, биология,
алгебра, геометрия (2 на выбор)
|
|
2 группа: общеобразовательный
|
10
|
-
|
|
МОУ СОШ
№ 43
|
Социально-экономический
|
22
|
Обществознание,
алгебра, геометрия (2 на выбор)
|
МОУ СОШ
№ 56
|
Художественно-эстетический
|
25
|
Русский язык
(устно), история, физическая культура (2 на выбор)
|
МОУ СОШ
№ 58
|
Социально-экономический
|
25
|
География, история
России, обществознание
(2 на выбор)
|
Универсальный:
1 группа:
физико-математический
|
15
|
Физика, алгебра,
информатика и ИКТ
(2 на выбор)
|
|
2 группа: общеобразовательный
|
10
|
-
|
|
МОУ
гимназия № 80
|
Универсальный:
1 группа: социально-экономический
|
13
|
Обществознание,
география, геометрия
(2 на выбор)
|
2 группа: лингво-информационный
|
12
|
Иностранный язык,
информатика и ИКТ, геометрия (2 на выбор)
|
|
МОУ СОШ
№ 98
|
Гуманитарный
(университетский класс при ЮУрГУ
-журналистика)
|
25
|
Обществознание, русский
язык (устно), литература
(2 на выбор)
|
МОУ СОШ
№ 121
|
Универсальный:
1 группа: социально-гуманитарный
|
15
|
Обществознание,
история, русский язык (устно), литература (2 на выбор)
|
2 группа: физико-математический
|
15
|
Физика, геометрия,
алгебра, информатика и ИКТ
(2 на выбор)
|
|
Универсальный:
1 группа: химико-биологический
|
15
|
Химия, биология,
геометрия, алгебра
(2 на выбор)
|
|
2 группа: информационно-технологический
|
15
|
Информатика и ИКТ,
алгебра, геометрия,
физика (2 на выбор)
|
|
МОУ лицей
№ 142
|
Индустриально-технологический
|
25
|
Технология, физика,
геометрия (2 на выбор)
|
Тракторозаводский район
|
|||
МОУ
лицей № 102
|
Физико-математический
|
25
|
Физика, информатика
и ИКТ, химия (2 на выбор)
|
МОУ лицей
№ 120
|
Индустриально-технологический
|
50
|
Черчение,
обществознание, технология (2 на выбор)
|
Центральный район
|
|||
МОУ
гимназия № 1
|
Гуманитарно-лингвистический
|
25
|
Русский язык,
английский язык
|
МОУ
гимназия № 10
|
Социально-гуманитарный
|
25
|
Обществознание,
английский язык
|
МОУ
гимназия № 63
|
Социально-экономический
|
25
|
Обществознание,
география
|
МОУ СОШ
№ 67
|
Физико-математический
(университетский класс при ЮУрГУ)
|
25
|
Физика, информатика
и ИКТ, геометрия
(2 на выбор)
|
Социально-лингвистический
(университетский класс при ЮУрГУ)
|
25
|
История,
обществознание, английский язык
(2 на выбор)
|
|
МОУ СОШ
№ 138
|
Физико-математический
|
25
|
Физика, геометрия
|
Спортивный
|
25
|
Биология, физика
|
|
МОУ СОШ
№ 147
|
Информационно-технологический
|
25
|
Информатика и ИКТ,
геометрия
|
Социально-правовой
|
25
|
Обществознание,
география
|
|
МОУ СОШ
№ 153
|
Социально-экономический
|
25
|
Обществознание,
геометрия, информатика и ИКТ (2 на выбор)
|
Информационно-математический
|
25
|
Физика, геометрия,
информатика и ИКТ
(2 на выбор)
|
|
МОУ, находящиеся в исключительном ведении
Управления
|
|||
МОУ
лицей № 11
|
Физико-математический
|
25
|
Физика, геометрия,
информатика и ИКТ
(2 на выбор)
|
Социально-экономический
|
25
|
Обществознание,
география, история
(2 на выбор)
|
|
Филологический
|
25
|
Русский язык
(устно),
иностранный язык
(английский или немецкий),
литература (2 на
выбор)
|
|
МОУ
лицей № 31
|
Физико-математический
|
20
|
Физика, геометрия
|
Приложение 2
к приказу Управления
от 20.05.2010 г. № 725-у
Профильное обучение в 2011 году
Все проекты и инициативы государства нацелены на создание условий раскрытия и развития потенциала учащихся, формирование у них компетенций, необходимых для профессионального самоопределения и самореализации. В соответствии с ведущими направлениями национального проекта «Образование» с 2004 года в школе реализуется профильное обучение учащихся на 3 ступени общего образования. Наиболее востребованным учащимися школы остается социально-экономический профиль. В связи с сокращением количества учащихся старшей ступени реализуется вариант профильной группы в составе класса универсального обучения. Тем не менее на протяжении всех этих лет удается сохранить профильную направленность обучения в связи с востребованностью профиля у учащихся и родителей, а также обеспечением необходимых условий и результатов профильного обучения.
По вопросу организации профильного обучения и предпрофильной подготовки следует отметить следующие результаты:
1. Профильное обучение на 3 ступени представлено группами социально-экономического профиля в составе 10 и 11 классов универсального обучения. Профильные группы создавались по результатам мониторинга запросов участников образовательного процесса (1 место в рейтинге выбора предлагаемых в анкете профилей обучения)
2. Учащиеся профильного класса и слушатели элективных курсов обществоведческой направленности, соответствующих реализуемому в школе социально-экономическому профилю обучения, ежегодно становятся призерами муниципального тура предметных олимпиад. Результаты 2010-2011 учебного года представлены в таблице
№ п/п
|
Предмет
|
Класс
|
Количество призеров
|
Учитель
|
1
|
Обществознание
|
9
|
1
Красноярцева Евгения
|
Киселева С.В.
|
2
|
Обществознание
|
10
|
1
Хабин Александр
|
Киселева С.В
|
3
|
Правовое образование
|
10
|
1
Кузнецов Евгений
|
Цуркан Т.А.
|
4
|
Экономика
|
11
|
1
Батуев Владимир
|
Цуркан Т.А.
|
Итого
|
9,10,11
|
4
|
В том числе участниками регионального тура по правовому образованию и экономике стали Кузнецов Евгений и Батуев Владимир.
3. Экзамен по обществознанию выбрали 10 учащихся профильной группы из 10 человек по списку (100%). Результаты ЕГЭ по обществознанию учащихся группы социально-экономического профиля представлены в таблице:
Параметры
Класс
|
Количество выбравших ЕГЭ по обществознанию
|
Выше минимального порога знаний
|
Средний взвешенный балл
|
Макс.балл
|
Мин.балл
|
11класс, группа социально-экономического профиля
|
10 чел. 100 %
|
10 чел. 100%
|
61,6 (ср. 55,2)
|
72 (ср. 65)
|
43 (ср. 50)
|
Сохранению профиля и достижению положительных учебных результатов способствовали созданные в школе условия профильного обучения:
Реализация зарекомендовавших себя форм работы с участниками образовательного процесса в плане предпрофильной подготовки:
- Отбор содержания предпрофильной подготовки (элективных курсов), исходя из результатов социологического исследования и изучения мотивов выбора курсов.
- Контроль за формированием УМК элективных курсов и практической направленностью преподавания.
- Рассмотрение вопроса организации предпрофильной подготовки на педсовете и совещаниях при директоре.
- Максимальное информирование родителей и учащихся 8-х и 9-х классов по вопросам профильного обучения и предпрофильной подготовки с использованием таких форм работы, как
· ученические и родительские собрания;
· презентации элективных курсов;
- Формирование вариативной части учебного плана 9-х выпускных классов с учетом:
o вариантов обучения (класс С(К)О, класс компенсирующего обучения, общеобразовательные классы);
o преемственности в отборе элективных курсов обществоведческой направленности с 8 по 11 класс, соответствующих реализуемому в школе социально-экономическому профилю.
- Материально-техническое обеспечение кабинета профильного обучения, укомплектованного автоматизированным рабочим местом учителя и постоянно пополняющейся медиатекой ЦОР.
- Обеспечение профильного обучения кадрами педагогов с высшей категорией.
- Сотрудничество с Челябинским экономическим колледжем по совместному обучению учащихся.
- Методическое обеспечение преподавания профильных предметов: внедрение в практику обучения современных педагогических технологий (проблемное обучение, интерактивные методы, кейс-технология, ролевые игры и др.), способствующих формированию ключевых компетенций; широкое применение цифровых образовательных ресурсов и разработанного пакета мультимедийных материалов по профильным предметам.
Главная цель профильного обучения – раннее профессиональное определение учащихся. Эта цель достигнута, благодаря взаимодействию в обучении учащихся с Челябинским экономическим колледжем.
Таким образом, школа отрабатывает такую форму профильного обучения учащихся, которая способствует раннему профессиональному самоопределению выпускников, что подтверждается результатами государственной (итоговой) аттестации и участием учащихся в олимпиадах, интеллектуальных играх, соревнованиях.
С 2004 года школа осуществляет профильное обучение учащихся на старшей ступени образования.
Таким образом, школа отрабатывает такую форму профильного обучения учащихся, которая способствует раннему профессиональному самоопределению выпускников, что подтверждается результатами государственной (итоговой) аттестации и участием учащихся в олимпиадах, интеллектуальных играх, соревнованиях.
Класс социально-экономического профиля
|
Класс универсального обучения с группой спортивного профиля
|
При приеме в профильный класс учитываются результаты экзаменов по выбору по предметам, соответствующим профилю обучения. Для социально-экономического профиля такими предметами являются обществознание и геометрия.
В классе социально-экономического профиля на профильном уровне изучаются предметы экономика и право.
Учащиеся профильного класса получают дополнительные платные образовательные услуги в Челябинском экономическом колледже, согласно Договору о совместном обучении учащихся 10-11 классов по общеобразовательной и профессиональной программам.
Учащиеся имеют возможность:
Обучение ведется с использованием интенсивных, информационных образовательных технологий. Учащимся предоставляется полный пакет учебных пособий для самостоятельной работы. Организована компьютерная подготовка в компьютерных классах колледжа.
Совместное обучение «школа-колледж» обеспечивает сокращение времени на получение профессиональных знаний.
Ранняя профессиональная ориентация повышает ответственность учащихся за результаты их учебного труда
|
Выпускники класса универсального обучения получают среднее (полное) общее образование. Для подготовки к ЕГЭ в школе проводятся групповые занятия по математике, физике, химии, биологии, обществознанию, литературе (по выбору учащихся), увеличено количество часов на изучение русского языка.
В группе спортивного профиля в составе универсального класса учащиеся
При школе организованы спортивные секции волейбола, баскетбола, футбола, общей физической подготовки, ориентирования, каратэ.
Ежегодно учащиеся школы поступают в Челябинскую государственную академию физической культуры.
Школа славится своими спортивными достижениями, среди которых
|
Профильное обучение
по итогам 2009 – 2010 учебного года
Все проекты и инициативы государства нацелены на создание условий раскрытия и развития потенциала учащихся, формирование у них компетенций, необходимых для профессионального самоопределения и самореализации. В соответствии с ведущими направлениями национального проекта «Образование» с 2004 года в школе реализуется профильное обучение учащихся на 3 ступени общего образования. Наиболее востребованным учащимися школы остается социально-экономический профиль. В связи с сокращением количества учащихся старшей ступени реализуется вариант профильной группы в составе класса универсального обучения. Тем не менее на протяжении всех этих лет удается сохранить профильную направленность обучения в связи с востребованностью профиля у учащихся и родителей, а также обеспечением необходимых условий и результатов профильного обучения.
По вопросу организации профильного обучения и предпрофильной подготовки следует отметить следующие результаты:
1. Профильное обучение на 3 ступени представлено группами социально-экономического профиля в составе 10 и 11 классов универсального обучения. Профильные группы создавались по результатам мониторинга запросов участников образовательного процесса (1 место в рейтинге выбора предлагаемых в анкете профилей обучения)
2. Учащиеся профильного класса и слушатели элективных курсов обществоведческой направленности, соответствующих реализуемому в школе социально-экономическому профилю обучения, ежегодно становятся призерами муниципального тура предметных олимпиад.
Результаты 2009-2010 учебного года представлены в таблице:
№ п/п
|
Предмет
|
Класс
|
Занятое место
|
Количество призеров
|
Учитель
|
1.
|
Обществознание
|
9
|
1
|
1
|
Киселева С.В.
|
2
|
Обществознание
|
10
|
3
|
1
|
Цуркан Т.А.
|
3
|
Правовое образование
|
9
|
1
|
1
|
Цуркан Т.А.
|
4
|
Правовое образование
|
10
|
2
|
1
|
Цуркан Т.А.
|
5.
|
Экономика
|
9
|
1
|
1
|
Цуркан Т.А.
|
6
|
Экономика
|
9
|
3
|
1
|
Цуркан Т.А.
|
7
|
Экономика
|
10
|
2
|
1
|
Цуркан Т.А.
|
8
|
Экономика
|
10
|
3
|
1
|
Цуркан Т.А.
|
9.
|
Экономика
|
11
|
2
|
1
|
Цуркан Т.А.
|
Итого
|
9,10,11
|
1-2-3
|
9
|
В докладе начальника Управления образования Советского района было отмечено, что из всех представителей профильных классов вышли победителями муниципального тура Всероссийской олимпиады по комплексу реализуемых в образовательном учреждении профилей учащиеся гимназии №80, школ №121, 43,145.
Участником 2-х олимпиад по праву и обществознанию регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников стал учащийся 9 класса Махмутов Михаил.
3. Экзамен по обществознанию выбрали 10 учащихся профильной группы из 13 человек по списку (77%) (не выбирали экзамен те учащиеся профильного класса, которые продолжают обучение в Челябинском экономическом колледже с дальнейшим поступлением на 3 курс торгово-экономического института). Результаты ЕГЭ по обществознанию учащихся группы социально-экономического профиля представлены в таблице:
Класс
|
Количество выбравших ЕГЭ по обществознанию
|
Выше минимального порога знаний
|
Средний взвешенный балл
|
Макс.балл
|
Мин.балл
|
11класс, группа социально-экономического профиля
|
10 чел. 77%
|
10 чел. 100%
|
55,2
|
65
|
50
|
Сохранению профиля и достижению положительных учебных результатов способствовали созданные в школе условия профильного обучения:
- Отбор содержания предпрофильной подготовки (элективных курсов), исходя из результатов социологического исследования и изучения мотивов выбора курсов.
- Контроль за формированием УМК элективных курсов и практической направленностью преподавания.
- Рассмотрение вопроса организации предпрофильной подготовки на педсовете и совещаниях при директоре.
- Максимальное информирование родителей и учащихся 8-х и 9-х классов по вопросам профильного обучения и предпрофильной подготовки с использованием таких форм работы, как
2) преемственности в отборе элективных курсов обществоведческой направленности с 8 по 11 класс, соответствующих реализуемому в школе социально-экономическому профилю.
Учителем профильных дисциплин Цуркан Т.А. в 2009-2010 учебном году в плане тиражирования опыта работы в профильном обучении была опубликована статья «Методические рекомендации по организации учебного процесса в классах социально-экономического профиля и подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию» в сборнике «Методические рекомендации по подготовке выпускников 11 классов к Г(И)А в форме ЕГЭ. Сборник методических рекомендаций./ под ред. В.В.Усынина, нач. управления образования Советского района. – Челябинск, 2010», а также размещен урок «Гражданское право» с применением метода кейс-технология в преподавании предмета права на профильном уровне на федеральном портале СМИ завуч-инфо в рамках конкурса «Мастерская учителя».
Главная цель профильного обучения – раннее профессиональное определение учащихся. Эта цель достигнута, благодаря взаимодействию в обучении учащихся с Челябинским экономическим колледжем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий