Музей МОУ № 43
Дубровских П.В.-создатель музея (читать)
Положение о школьном музее (читать)
«Работа Музея декоративно - прикладного творчества «Город мастеров» в рамках реализации воспитательной  программы «Фольклор и мы»»
     Работа музея декоративно - прикладного творчества «Город мастеров»осуществляется в рамках разработанной нами концепции развития музея на 2007-2010 годы. Музей у многих людей ассоциируется со словами – хранилище, старина, древность, у многих, но не у меня - руководителя школьного музея. Для меня музей, современный музей -  это современная техника, компьютерные технологии, интерактивные моменты, индивидуальное сопровождение, необычные экскурсии,  «живые экспонаты» и т.д. И  я стараюсь  именно так организовывать работу нашего школьного музея.
    Детский музей – это не экспозиция, а среда обитания, не рассказ и показ, а «погружение», не экскурсия, а свободное пребывание».Главная задача МДПТ «Город мастеров»:  сохранение, поддержание и развитие традиций русского народного творчества в многонациональной среде Урала в рамках образовательного учреждения; решение проблемы воспитания  и повышения духовной культуры подрастающего поколения средствами народного творчества, приобщение к нему, его изучение, глубокое и бережное постижение; распространение эталонов русской народной культуры и приобщение к ней различных слоев населения. Мы с активистами, стремимся так организовать работу музея, чтобы было интересно школьникам разной возрастной категории, и конечно более старшему поколению.
    Мы тесно сотрудничаем с Областным краеведческим музеем, и экспонаты нашего музея были на выставке «Школьная страна», ну и конечно, мы с ребятами неоднократно посещаем его в течение года.  Оформлена подписка на газету «Уральский музей», налаживаем сотрудничество с Домом дружбы народов, со Славянским культурным центром Челябинской области , взаимодействуем с детским этнокультурным центром при ЧГАКИ, тесно сотрудничаем с клубом по месту жительства «Юный умелец», с детским общественным объединением  нашей школы «Белошвейка».
     В своей работе, я руководствуюсь приемом интерактивности, это позволяет не только исключить скушное слушание пусть и интересного материала, но и дает возможность детям стать активными участниками экскурсии.  А мы, педагоги знаем важность пословицы – «Услышал – и забыл, сделал – и запомнил». Приведу пример  использования интерактивного  приема  в рамках  наших экскурсий.  Активисты музея оформили экспозицию «Музыкальная шкатулка»,  главная задача которой была познакомить учеников школы с музыкальными инструментами и рассказать о работе кружка «Гитара», «Баян». Ребята узнали о русских национальных инструментах – балалайке, дудочке, пастушьем рожке и т.д. В конце экскурсии ребята получали  музыкальные инструменты и под руководством «дирижера» пытались извлекать звуки. Конечно, получалось как в басне, но у нас не было цели научить играть, а цель - поднять настроение, запомнить название инструментов и с нетерпением ждать другой экскурсии  была достигнута. На экскурсии «Крестьянский быт народов Южного Урала» посетителям предлагалось своими руками изготовить соломенную куклу-оберег. Сколько восторга вызвало данное занятие! В таблице 1 представлены примеры использования интерактивных приемов этнокультурной направленности на экскурсиях в нашем музее.
Таблица 1. Примеры  использования интерактивных приемов этнокультурной направленности на экскурсиях
№   п/п  |    Интерактивный   прием  |    Тема   экскурсии  |    Примеры    приемов этнокультурной направленности  |   
Практическое   использование экспонатов  |    «История   школы»  |    Письмо   перьевой ручкой  |   |
Изготовление   экспоната своими руками  |    «Народные   промыслы России» «Русская   изба» «Русская кукла.   Кукла- оберег»  |    Изготовление   глиняной игрушки Изготовление   соломенной куклы Изготовление   Вепской куклы, ангела-хранителя.  |   |
Использование   настольных игр  |    «Народные   промыслы России»  |    Домино –   Дымковская игрушка, пазлы «промыслы России», лото «Художественная роспись»  |   |
Рисование  |    «От   русских забав к русским традициям»  |    Раскрашивание   трафаретов русской  национальной одежды  |   |
Исполнение   песен, танцев  |    «Крестьянский   быт народов Южного Урала»  |    Разучивание   и исполнение русских народных песен  |   
Интерактивные моменты оживляют экскурсию, и медленно, но верно способствуют возрождению культуры  посещения музея.
    Большим подспорьем в работе нашего музея, является работа краеведческого кружка. Мы используем следующие формы работы краеведческого кружка «Возвращение к истокам», при МДПТ "Город мастеров": творческие встречи с интересными людьми, фондовая работа, экскурсионная работа, организационно-массовая работа, конкурсы рисунков, сочинений, выпуск школьной газеты, поисковая работа.
     На современном этапе развития образования, нельзя обойтись без использования информационно- коммуникативных технологий (ИКТ). Мы ищем информацию в сети Интернет, снимаем фильмы, делаем презентации, выпускаем буклеты. Материалы, созданные детьми, мы распространяем среди педагогов школы. В таблице 2 представлены примеры использования созданных информационных ресурсов.
Таблица 2 Примеры использования информационных ресурсов.
Предмет  |    Информационный   ресурс  |    Использование   за пределами ОУ  |   
История  |    Презентация «Русская изба»  |    Городская игра «Русский мир»  |   
Краеведение  |    Фильм «Школьный музей»  |    Конкурс музеев образовательных   учреждений  |   
География  |    Презентация «Народные промыслы   России»  |    -  |   
Краеведение  |    Презентация «Челябинск - мой любимый   город, Советский- мой родной район.»  |    Городской конкурс «Знай и люби   Челябинск»  |   
Музей  |    Краеведческий календарь «Челябинск   старый», «Челябинск современный»  |    Областной конкурс «Парад музеев»  |   
    Последний продукт активистов музея и кружковцев – это календари – «Старый и новый Челябинск», которые востребованы не только на уроках краеведения в нашей школе, но и оценены на областных и городских мероприятиях. А ведь создание календарей – это целая исследовательская работа! На реализацию этой работы ушел не один месяц. Ребята были разделены на  две группы, одна группа создавала календарь «Старый Челябинск» в основе которого фотографии  столетней давности, другая группа создавала календарь «Челябинск современный» с видами современного города. Сопроводительный текст  к фотографиям готовился на основе разнообразных литературных источников, интернет-ссылок. На листах каждого месяца в старом и новом календаре представлены фотографии одних и тех же объектов , но с разницей в 100 лет. При выполнении этой работы ребята попробовали себя в роли фотографов, дизайнеров, оформителей. «Глаза - горели, руки - делали» - так бы я сказала про участников данной работы, а сколько у них было гордости, когда они представляли готовую работу! Создание календарей тоже носило этно-культурную направленность.
Я очень люблю свою работу, и    мы с ребятами  гордимся нашими достижениями. Мы  являемся и участниками и победителями Областного парада музеев, мы награждены грамотами за 3 место в городском и областном Смотре-конкурсе музеев образовательных учреждений, мы имеем диплом регионального конкурса «Музей года. Евразия 2008» .  С 2006 по 2009 год наш музей награжден 20 грамотами, которые доказывают, что наш музей не просто существует, а активно живет и развивается. Мы  стараемся идти в ногу со временем,  прикладывая все усилия, чтобы «творческая лаборатория» – наш  МДПТ «Город мастеров» становился современным.  И поэтому  наш девиз таков: Помнить прошлое, жить настоящим, думать о будущем! «Вчера» мы готовились к 50-летнему юбилею школы, «сегодня» - мы работаем над проектом создания Этнокультурного центра на базе школы, «завтра» у нас будут новые идеи и их воплощение. Создано много, а идей еще больше, работы много, нам есть к чему стремиться, и это здорово!
Экскурсия "Рожденные революцией"
  
Экскурсия "Рожденные революцией"
Выступление в рамках городского конкурса "Золотой ключик" (читать)