Этно-культурный центр

Музей МОУ № 43




Дубровских П.В.-создатель музея (читать)
Положение о школьном музее (читать)





«Работа Музея декоративно - прикладного творчества «Город мастеров» в рамках реализации воспитательной  программы «Фольклор и мы»»
     Работа музея декоративно - прикладного творчества «Город мастеров»осуществляется в рамках разработанной нами концепции развития музея на 2007-2010 годы. Музей у многих людей ассоциируется со словами – хранилище, старина, древность, у многих, но не у меня - руководителя школьного музея. Для меня музей, современный музей -  это современная техника, компьютерные технологии, интерактивные моменты, индивидуальное сопровождение, необычные экскурсии,  «живые экспонаты» и т.д. И  я стараюсь  именно так организовывать работу нашего школьного музея.
    Детский музей – это не экспозиция, а среда обитания, не рассказ и показ, а «погружение», не экскурсия, а свободное пребывание».Главная задача МДПТ «Город мастеров»:  сохранение, поддержание и развитие традиций русского народного творчества в многонациональной среде Урала в рамках образовательного учреждения; решение проблемы воспитания  и повышения духовной культуры подрастающего поколения средствами народного творчества, приобщение к нему, его изучение, глубокое и бережное постижение; распространение эталонов русской народной культуры и приобщение к ней различных слоев населения. Мы с активистами, стремимся так организовать работу музея, чтобы было интересно школьникам разной возрастной категории, и конечно более старшему поколению.
    Мы тесно сотрудничаем с Областным краеведческим музеем, и экспонаты нашего музея были на выставке «Школьная страна», ну и конечно, мы с ребятами неоднократно посещаем его в течение года.  Оформлена подписка на газету «Уральский музей», налаживаем сотрудничество с Домом дружбы народов, со Славянским культурным центром Челябинской области , взаимодействуем с детским этнокультурным центром при ЧГАКИ, тесно сотрудничаем с клубом по месту жительства «Юный умелец», с детским общественным объединением  нашей школы «Белошвейка».
     В своей работе, я руководствуюсь приемом интерактивности, это позволяет не только исключить скушное слушание пусть и интересного материала, но и дает возможность детям стать активными участниками экскурсии.  А мы, педагоги знаем важность пословицы – «Услышал – и забыл, сделал – и запомнил». Приведу пример  использования интерактивного  приема  в рамках  наших экскурсий.  Активисты музея оформили экспозицию «Музыкальная шкатулка»,  главная задача которой была познакомить учеников школы с музыкальными инструментами и рассказать о работе кружка «Гитара», «Баян». Ребята узнали о русских национальных инструментах – балалайке, дудочке, пастушьем рожке и т.д. В конце экскурсии ребята получали  музыкальные инструменты и под руководством «дирижера» пытались извлекать звуки. Конечно, получалось как в басне, но у нас не было цели научить играть, а цель - поднять настроение, запомнить название инструментов и с нетерпением ждать другой экскурсии  была достигнута. На экскурсии «Крестьянский быт народов Южного Урала» посетителям предлагалось своими руками изготовить соломенную куклу-оберег. Сколько восторга вызвало данное занятие! В таблице 1 представлены примеры использования интерактивных приемов этнокультурной направленности на экскурсиях в нашем музее.
Таблица 1. Примеры  использования интерактивных приемов этнокультурной направленности на экскурсиях
№ п/п
Интерактивный прием
Тема экскурсии
Примеры  приемов этнокультурной направленности
Практическое использование экспонатов
«История школы»
Письмо перьевой ручкой
Изготовление экспоната своими руками
«Народные промыслы России»

«Русская изба»

«Русская кукла. Кукла- оберег»
Изготовление глиняной игрушки


Изготовление соломенной куклы

Изготовление Вепской куклы, ангела-хранителя.
Использование настольных игр
«Народные промыслы России»
Домино – Дымковская игрушка, пазлы «промыслы России», лото «Художественная роспись»
Рисование
«От русских забав к русским традициям»
Раскрашивание трафаретов русской  национальной одежды
Исполнение песен, танцев
«Крестьянский быт народов Южного Урала»
Разучивание и исполнение русских народных песен


Интерактивные моменты оживляют экскурсию, и медленно, но верно способствуют возрождению культуры  посещения музея.
    Большим подспорьем в работе нашего музея, является работа краеведческого кружка. Мы используем следующие формы работы краеведческого кружка «Возвращение к истокам», при МДПТ "Город мастеров": творческие встречи с интересными людьми, фондовая работа, экскурсионная работа, организационно-массовая работа, конкурсы рисунков, сочинений, выпуск школьной газеты, поисковая работа.
     На современном этапе развития образования, нельзя обойтись без использования информационно- коммуникативных технологий (ИКТ). Мы ищем информацию в сети Интернет, снимаем фильмы, делаем презентации, выпускаем буклеты. Материалы, созданные детьми, мы распространяем среди педагогов школы. В таблице 2 представлены примеры использования созданных информационных ресурсов.
Таблица 2 Примеры использования информационных ресурсов.

Предмет
Информационный ресурс
Использование за пределами ОУ
История
Презентация «Русская изба»
Городская игра «Русский мир»
Краеведение
Фильм «Школьный музей»
Конкурс музеев образовательных учреждений
География
Презентация «Народные промыслы России»
-
Краеведение
Презентация «Челябинск - мой любимый город, Советский- мой родной район.»
Городской конкурс «Знай и люби Челябинск»
Музей
Краеведческий календарь «Челябинск старый», «Челябинск современный»
Областной конкурс «Парад музеев»

    Последний продукт активистов музея и кружковцев – это календари – «Старый и новый Челябинск», которые востребованы не только на уроках краеведения в нашей школе, но и оценены на областных и городских мероприятиях. А ведь создание календарей – это целая исследовательская работа! На реализацию этой работы ушел не один месяц. Ребята были разделены на  две группы, одна группа создавала календарь «Старый Челябинск» в основе которого фотографии  столетней давности, другая группа создавала календарь «Челябинск современный» с видами современного города. Сопроводительный текст  к фотографиям готовился на основе разнообразных литературных источников, интернет-ссылок. На листах каждого месяца в старом и новом календаре представлены фотографии одних и тех же объектов , но с разницей в 100 лет. При выполнении этой работы ребята попробовали себя в роли фотографов, дизайнеров, оформителей. «Глаза - горели, руки - делали» - так бы я сказала про участников данной работы, а сколько у них было гордости, когда они представляли готовую работу! Создание календарей тоже носило этно-культурную направленность.
Я очень люблю свою работу, и    мы с ребятами  гордимся нашими достижениями. Мы  являемся и участниками и победителями Областного парада музеев, мы награждены грамотами за 3 место в городском и областном Смотре-конкурсе музеев образовательных учреждений, мы имеем диплом регионального конкурса «Музей года. Евразия 2008» .  С 2006 по 2009 год наш музей награжден 20 грамотами, которые доказывают, что наш музей не просто существует, а активно живет и развивается. Мы  стараемся идти в ногу со временем,  прикладывая все усилия, чтобы «творческая лаборатория» – наш  МДПТ «Город мастеров» становился современным.  И поэтому  наш девиз таков: Помнить прошлое, жить настоящим, думать о будущем! «Вчера» мы готовились к 50-летнему юбилею школы, «сегодня» - мы работаем над проектом создания Этнокультурного центра на базе школы, «завтра» у нас будут новые идеи и их воплощение. Создано много, а идей еще больше, работы много, нам есть к чему стремиться, и это здорово!
 Экскурсия "Рожденные революцией"
  


Выступление в рамках городского конкурса "Золотой ключик" (читать)